Кaк появилась знаменитая киевская брусчатка


В нaчaлe XX вeкa вeснa принoсилa в Киeв нe тoлькo дoлгoждaннoe тeплo, нo и вeчную нeрaзрeшимую прoблeму: чтo дeлaть с дoрoгaми? Гoрoдскиe мoстoвыe нaxoдились в тaкoм сoстoянии, чтo пo ним былo oпaснo eздить и дaжe xoдить. Нa улицax с мнoжeствoм выбoин, едва только кoe-гдe зaдeлaнныx крупным круглякoм, тo и дeлo лoмaлись извoзчичьи дрoжки. В Eврoпe ужe испoльзoвaли aсфaльт, нo здeсь oн был нeпригoдeн: тexнoлoгия тoгo врeмeни пoзвoлялa уклaдывaть aсфaльтoвoe пoкрытиe тoлькo нa рoвныx гoризoнтaльныx улицax, кoтoрыx в xoлмистoм Киeвe прaктичeски нe былo. 

В 1906 г. гoрoдскaя Думa всeрьeз зaнялaсь прoблeмoй дoрoг. В Бeльгии был взят 5%-ный крeдит нa сумму 1 млн рублeй срoкoм нa 62 гoдa (неведомо зачем называемый «мостовой заем»), а воплощать идею реконструкции улиц стал лично ее инициатор – инженер Вова Демченко.

Бывший чиновник Юго-Западной железной дороги Сева Демченко нажил себе немалое срез на дорогах – не получи и распишись железных, а на обычных киевских. 

Предприятия, принадлежавшие Всеволоду Яковлевичу Демченко, производили тротуарную плитку и тесали камешек для мостовых. Владелец усадьбы в углу ул. Лютеранской и Меринговской (теперь Заньковецкой) регулярно перекладывал обивание киевских улиц, что неважный (=маловажный) всегда радовало горожан, так обеспечивало магнату стабильную улов.

Всеволод Яковлевич происходил с интеллигентной семьи. В 1893 г. спирт окончил киевскую 4-ю гимназию, а в 1898 г. – Альма-матер инженеров путей сообщения и начал карьеру в должности младшего инженера строительной конторы Киево-Полтавской железной дороги. Вслед за тем Демченко дослужился до надворного советника, разбогател и стал гласным муниципальный Думы. После Февральской революции 1917 г. Вова Яковлевич получил должность Киевского уездного комиссара Временного правительства, а быть гетмане Скоропадском участвовал в Союзе предприимчивый элиты.

Все же основная работа Демченко была сосредоточена возьми дорогах: именно с его фамилией связано благоустройство киевских улиц в 1909-10 гг.

Потом того, как Всеволод Яковлевич был избран гласным городской житель Думы, он возглавил мостовую комиссию. Ввиду, тогда столица Юго-Западного края стремилась подыматься в одном ряду с лучшими городами Европы, Демченко предложил использовать в своих интере для мощения дорог каменные кубики, которые применялись в Германии.

С целью Киева были выбраны двуха типа мощения: торцевой – изо больших кубиков (им мостили основные магистрали) и узорчатый – из маленьких (для улиц, расположенных почти уклоном). Стоимость таких дорог была немалой: 1 кв. двенадцать (пядей (чуть больше 4,5 кв. м) торцевого мощения обходилась в 50 рублей, что такое? составляло на то минута месячный оклад чиновника.

Мозаичное облепление выходило дешевле – отчасти вследствие того, что для него использовали трапп из Волынской губернии, в так время, как большие каменные кубики закупались в Швеции. Демченко мотивировал желательность заграничных поставок тем, сколько на отечественных каменоломнях приставки не- могли принимать такие объемные заказы. И старый и малый вопросы по планировке, закупке материалов, выборе поставщика решались всего на все(го) при участии Всеволода Яковлевича.

Устройство дорог совершалось ударными темпами – было жребий брошен перемостить все улицы в центре города в дух двух лет. За сие время вымостили Думскую метраж (нынешний Майдан Незалежности), Крещатик, Прорезную, Владимирскую, Николаевскую (отныне. Ant. потом ул. Городецкого), Владимирский скат, частично Фундуклеевскую (сегодня ул. Богдана Хмельницкого) и Большую Васильковскую.

Около этом, старый булыжник, экранизированный с центральных улиц, использовали чтобы мощения дорог на окраинах города. Целый Киев перерыли, и горожане-налогоплательщики были изо дня в день недовольны, как состоянием улиц, где-то и ценой их мощения. Тем маловыгодный менее, качество дорог несоизмеримо улучшилось, и вскоре опыт Киева переняли Белокаменная и Одесса.

Спешке в проведении работ удивлялись мало-: неграмотный только жители города, да и пресса. Удивлялись до тех пор, доколе не обратили внимание держи то, что за сии два года Демченко выстроил в (видах себя три доходных в родных местах: два – в начале ул. Ольгинской и Водан – по ул. Большой Житомирской.

Незадолго Всеволод Яковлевич переехал в являющийся личной собственностью особняк – сегодня в этом здании вдоль ул. П. Орлика, 3, известном равно как «дом с кариатидами», находится Академия правовых наук Украины. Демченко был в хороших отношениях с тогдашним городским головой – молодым и энергичным Ипполитом Дьяковым. Целесообразно ли говорить, что в скором времени и у градоначальника появился высотный доходный дом.

По Киеву почесали толки и пересуды, дело оборачивалось скандалом. В кругу тем, особняки, принадлежавшие Демченко, вырастали, как бы грибы после дождя, вдобавок на самых престижных участках, – их и на сегодняшний день можно увидеть по ул. Исполинский Житомирской, 25/2, Архитектора Городецкого, 17/1, Лютеранской, 9, Заньковецкой, 7, П. Орлика, 3.

Канцелярия Владислава Яковлевича, управлявшая всеми его доходными домами, находилась в здании объединение ул. П. Орлика, 8-а. К тому же того, Демченко также владел имениями в Киевском уезде и для Херсонщине.

Пока на киевских улицах Вотан за другим возводились доходные в родных местах, киевляне продолжали обсуждать причина капиталов г-на Демченко. Поговаривали, сколько поставщики камня для мостовых вперед «благодарят» председателя мостовой комиссии ради каждый полученный заказ. Отзыв, с которым Демченко выступил держи заседании городской Думы, только лишь подлил масла в огонь – возлюбленный изобиловал неточностями.

Успехи Всеволода Яковлевича многим кололи зырки. Гласный городской Думы Колян Добрынин, отличавшийся скандальным характером, бросил Демченко прямое самооговор: «Приехал голоштанником, а теперь наворотил через мостовых дом!» Оскорбленный Демченко вызвал обидчика получай дуэль. Добрынин испугался, и, воспользовавшись тем, яко дуэли преследовались законом, пожаловался в оценка. Однако, дело было кончено в пользу Всеволода Яковлевича, и Добрынину пришлось отправить письменные извинения.

Огромные накопления, которые выделялись из городского бюджета сверху мощение улиц, не давали покоя множеству аферистов. В один из дней депутат городской Думы г-н Якубенко обратил сосредоточенн на то, что утес принимали у поставщиков не за весу, а по объему изо расчета 1 куб – 1 200 пудов (19 200 кг). Около этом, некоторые особенно ловкие подрядчики укладывали куски камня неведомо зачем, что веса в кубе получалось в меньшей степени, чем необходимо, а поскольку основа не взвешивали, городская деньги несла убытки, которые, числом подсчетам Якубенко, ежегодно составляли 20 тыс. рублей (в ведь время этих денег было немерено для возведения 2-этажного у себя). Во избежание подобных нарушений было кончено принимать камень для мощения улиц мало-: неграмотный по объему, а на авторитетность.

Дороговизну новых киевских тротуаров карикатуристы изображали в газетах в виде дорог, вымощенных золотыми монетами. Все же, под давлением особо экономных граждан Думушка все-таки решилась единожды на эксперимент. Было предложено возместить улицы бетоном – выходило ощутимо дешевле, чем мостить камнем. Нате это выделили 100 тыс. рублей – сумму получи то время немалую. Подвергать проверке решили прямо в центре, в Крещатике. Именно здесь забетонировали объединение слою гранитного щебня земля дороги. Когда же начали шествовать и ездить, оказалось, что дорога – хуже некуда. За короткое эпоха она покрылась выбоинами и пришла в дефектность. Таким образом, было кончено применять пусть и дорогое, а качественное мощение тесаным булыжником, возле котором кубики камня укладывали в бетонное основание и схватывали асфальтовой замазкой.

Рано ли началось благоустройство киевских центральных улиц, Демченко обратился к полицейским с просьбой надзирать, чтобы грузовые подводы ехали объединение мостовым шагом. Узнав об этом, одна изо киевских газет поместила карикатуру, получи и распишись которой Всеволод Яковлевич добро по брусчатке на цыпочках, предостерегая: «Осторожно, господа, в этом месте новая мостовая!..» Практика в скором времени показала, в чем дело? такая осмотрительность была излишней.

Поперек всем обвинениям о расхищении средств, выделенных получи и распишись мощение дорог, покрытие улиц получилось больно прочным, а Всеволод Яковлевич любил пародировать: «Мостовая из кубиков есть расчет уже девять лет, и шабаш киевляне могут убедиться, плохо ли возлюбленная сделана, или хорошо». В часть, что мостовые «имени Демченко» сделаны получи и распишись совесть, убедилось не одно проталлий киевлян. Даже сегодня, после 100 лет, мы ездим числом некоторым из них – вот хоть, по ул. Архитектора Городецкого.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.